Считается, что первым предпринимателем, открывшим автопрокатный бизнес, стал Джо Сандерс (Joe Saunders) из американского штата Небраска, который в 1916 г. начал сдавать в аренду всем желающим свой Форд-Т по цене в 10 центов за милю. Ходят легенды, что первым клиентом Сандерса стал местный торговец, которому понадобился автомобиль, чтобы успеть на свидание с девушкой. Бизнес Саундерса неплохо рос и к 1925 г. он уже имел свои филиалы по прокату автомобилей в 21 штате. Однако наступившая вскоре Великая Депрессия резко снизила спрос на услуги автопроката и компания Саундерса обанкротилась.
Более успешно шли дела у другого пионера автопроката Уолтера Джекобса (Walter L. Jacobs), который в сентябре 1918 г. в возрасте 22 лет открыл компанию по прокату автомобилей в Чикаго. Джекобс начал свой бизнес с парком из 12 автомобилей Форд-Т, которых он обслуживал и ремонтировал самостоятельно. К 1923 г. компания уже имела годовой доход в 1 миллион долларов и Джекобс продал ее Джону Хертцу (John Hertz), владельцу транспортной компании. Переименованная затем в Hertz Driv-Ur-Self System, компания Hertz уже в 1920-х годах стала крупнейшей автопрокатной компанией в мире, которой и остается по сей день.
Автопрокат и Сухой Закон
Особым периодом в истории автопроката стали времена «сухого закона», когда в США был введен запрет на продажу алкоголя, сопровождавшийся разгулом преступности. Потребность в частых перевозках и возможность постоянно менять транспортные средства привлекли внимание к автопрокату криминальных группировок, занимавшихся нелегальной транспортировкой спиртного, налетами на банки и сутенерством. Подмоченную таким образом репутацию компании по прокату автомобилей смогли восстановить только к концу 1930-х годов, когда возросшая деловая активность повысила спрос на услугу со стороны бизнесменов. Ответом на растущий спрос стало широкое распространение автопрокатных офисов на железнодорожных вокзалах.
Расцвет автопроката
Настоящего расцвета автопрокат достиг после окончания второй мировой войны, когда экономический бум, а также революция на воздушном транспорте (создание скоростных турбовинтовых и реактивных самолетов вызвали бум в туризме и авиационных перевозках) резко повысили спрос на услуги по прокату автомобилей. Ярче всего в этот период отметилась компания Avis, ставшая (и остающаяся до сих пор) второй по величине автопрокатной компанией в мире.
Компания Avis Airlines Rent a Car Systems была открыта в 1946 г. бывшим американским военным пилотом Уорреном Ависом (Warren Avis). Авис специализировал свою компанию исключительно на предоставление услуги в аэропортах и добился впечатляющих результатов. Первый пункт автопроката в аэропорту Детройта насчитывал всего 3 автомобиля, а уже в 1953 г. компания имела свои филиалы в Канаде, Мексике, а также во многих странах Европы.
В 1940-1950-х годах появились многие из действующих лидеров мирового автопроката — Budget, Europcar, National, Thrifty. Открытие также множества более мелких фирм привели к ценовым войнам и резкому снижению цен на прокат автомобилей. В этот период популярность услуги быстро распространилась по всему миру.
Автопрокат в России
Первые попытки развития сервиса по прокату автомобилей в СССР были предприняты в начале 1960-х годов, которые однако оказались безуспешными. Фактически автопрокатный бизнес начал формироваться в России только в конце 1990-х годов, когда начал появляться устойчивый спрос на услугу со стороны предпринимателей и иностранных бизнесменов. В этот период в стране начали открывать свои представительства и ведущие международные компании автопроката.
Сегодня в России существует большое количество сравнительно мелких компаний, предлагающих услуги проката автомобилей любой ценовой категории и размера. По количеству таких компаний Москва, Санкт-Петербург и Сочи далеко опережают другие города страны.
Читать далее про автопрокат Сочи